Формирующая образовательная среда

МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва с 2020-2021 учебного года является участником регионального сетевого проекта ГАУДПО Липецкой области «ИРО» по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе «Демократическая школа»


1 сентября 2020 года в регионе стартовал пилотный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.

Проект реализуется при участии Администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Института развития образования.

Каждая образовательная организация участвует в данном проекте на добровольной основе, решение об участии принимается совместно педагогической и родительской общественностью школы.

Предусматривается обязательное предварительное обсуждение специфики реализации проекта в образовательной организации, и получение согласия от всех его участников – педагогов, обучающихся и родителей.

Гуманная, или гуманистическая педагогика – это направление педагогики, в основе которого лежит ориентировка на личность, особенности и интересы ребенка в процессе воспитания. На сегодняшний день это направление является достаточно популярным, потому что сегодня стало известно о важности формирования личности именно в детском периоде.

О направлении

Основатель гуманистического подхода в педагогике – Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
1. Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
2. Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
3. Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.

Гуманный подход в школе

Под гуманной школой её основатели подразумевают, прежде всего, школу уважения и сотрудничества, школу, в которой многое означает личность и индивидуальность ребёнка. В проекте все школы участвуют добровольно, и каждая школа осмысливает его по-своему, в зависимости от идей управленческо-педагогической команды. Но основные принципы, заложенные в проект — это развитие потенциала ребёнка, осознанная свобода выбора, в том числе ребёнок может сам выбирать индивидуальную траекторию обучения — может быть линейное расписание или даже индивидуальное домашнее задание. По задумке, педагог сотрудничает с ребёнком, и в таком сотрудничестве нет места отметке, а есть — формирующему оцениванию.

Вместо бумажного дневника в гуманной школе — лист индивидуальных достижений ребёнка, в котором учителем должен быть отмечен каждый элемент учебной деятельности. Например, по математике — это знание формул и умение применять их, решая простейшие задания, и более сложные творческие упражнения, желание выйти и ответить у доски, возможность взять на дом проектную работу и многое другое. Индивидуальные листы достижений у разных учителей — разные, каждый учитель по-своему их осмысливает, и этот опыт сейчас накапливают и собирают. В результате ребёнок и родитель видят оценку детально и объективно, хотя материально — в виде цифры — её вроде бы нет. При этом в любой момент не проблема перевести такую оценку в пятибалльную отметку.

Ещё один важный принцип — создание в школе творческой, развивающей образовательной среды, когда во время перемены дети могут выйти в фойе, поиграть в шахматы или выполнить какие-то спортивные упражнения. Школы меняются, и даже на уроках появляются зоны для проектной работы и пространство для рефлексии.

Плюсы демократической школы

• Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
• Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
• Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
• Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
• Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.

Цели:

Создание образовательной среды формирования необходимых качеств всех участников образовательного процесса для успеха в современном обществе на основе:
1) архитектурно-эстетической организации жизненного пространства обучающихся,
2) гуманизации содержательной и коммуникативной сферы образования.

Задачи:

1. Профессиональный рост учителя и развитие его методологической культуры и методических компетенций, необходимых для работы по принципам гуманизма в школе на всех уровнях, исходя из потребностей обучающихся.
2. Определение возможностей изменения пространственно-семантического компонента образовательного пространства школы (пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.).
3. Изменение коммуникативной сферы (стиль общения и преподавания, форма одежды, пространственная и социальная плотность субъектов образования и др.).
4. Формирование коммуникативно-организационного компонента, включающего учет особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности и др.).
5. Изменение управленческой культуры, основанной на принципах гуманной педагогики.
6. Создание творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др., поддерживающих процесс формирования образовательной среды.
7. Нормативно-правовое сопровождение административных команд школ-участниц проекта. Нормативное пространство должно дать возможность моделирования образовательного процесса школы личностного роста в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Прогнозируемые результаты:

Реализация проекта обеспечит содействие развитию принципов гуманной педагогики, что в свою очередь:
• повысит качество образования;
• улучшит преподавание;
• будет мотивирующим фактором в процессе обучения для ребенка;
• сформирует положительное отношение родителей и общественности к системе образования.

Реализация проекта будет способствовать разработке и апробации механизмов развития принципов гуманной педагогики.


Документы и материалы

Ответственные лица: Логинова Юлия Алексеевна

Региональный сетевой проект «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе»

Приказ №357 от «01» сентября 2021 года «О введении в 2021-2022 учебном году во 2б и 3б классах школы безотметочного оценивания»



Классы, участники регионального проекта «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе»

1 класс Зайцева Светлана Васильевна
1 класс Стебенева Людмила Алексеевна
2 класс Воронежцева Ольга Александровна
3 класс Фролова Елизавета Геннадьевна


Работа с родителями

Презентация

Педагогическая лаборатория

Мастер-классы, открытые мероприятия, участие в семинарах

Физкультминутка на уроке русского языка

Физкультминутка

Фотогалерея

Региональный методический вебинар со школами-участниками проекта «Формирующая образовательная среда»